Муниципальный ресурсный центр

Консультация для родителей
«Адаптация детей с ОВЗ в детском саду.
Адаптация к дошкольному учреждению — сложный период, как для детей, так
и для взрослых: родителей, педагогов.
Адаптация — это приспособление организма к существующим условиям. Дома
ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности,
характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.
д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для
ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.
Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации
к детскому саду, чем обычные дети. Привыкание к детскому саду у всех
происходит по-разному, это во многом определяется индивидуальноличностными особенностями малыша. Воспитателям полностью решить
проблему успешной адаптации очень сложно, а ответственная
позиция родителей ребенка, поможет своему малышу плавно «влиться» в
новую атмосферу ДОУ. Со стороны родителей необходимо проводить очень
большую подготовительную работу и активно участвовать в решении
проблем адаптационного периода.
Период адаптации индивидуален. Он длится от недели до 5-6 месяцев. Чем
спровоцирован стресс у ребенка? Не столько отрывом от значимых взрослых, и
особенно матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов
ребенка. Ведь, чтобы продержаться в незнакомой обстановке, малышу
необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребенок не знает
этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь
не так.
Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации
• Беспокойство
• Страх
• Заторможенность
• Повышенная возбудимость
• Капризность
• Раздражительность
• Упрямство
Виды адаптации
Легкая
Поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он начинает адекватно
вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ.
Средней тяжести
Сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуется в
течение полутора месяцев. Отмечается похудение, которое восстанавливается в
первоначальный вес за это время. На протяжении первого месяца возникает
однократное заболевание без осложнений, которое длится 7-10 дней.
Тяжелая
У некоторых детей могут протекать частые повторные заболевания, как
правило, респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту,

бронхиту, пневмонии). Вес неустойчив. Тяжелая адаптация отражается на
показателях развития и состоянии здоровья. При этом
процесс адаптации может длиться до 6 месяцев. Вторая форма выражается в
длительном неадекватном поведении, граничащим с предневротическим
состоянием. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение
полугода.
Конечно же, успешная адаптация детей с ОВЗ возможна при
сотрудничестве родителей и педагогов.
Советы родителям:
Что же делать, если специальной подготовки к детскому саду не было?
Постарайтесь облегчить своему малышу привыкание к новым условиям, к
новым людям, для этого:
• побольше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка,
его нуждах и потребностях;
• старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима
дня детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т. д.). Кроме того, в будние дни
лучше, если малыш будет просыпаться за час до того времени, когда вы
планируете выходить из дома;
• формируйте у ребёнка культурно-гигиенические навыки: приучайте мыть
руки, ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед
выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном;
• чтобы в детском саду было меньше проблем с питанием максимально
составьте меню Вашего ребенка к меню детского сада,
устраните «кусочничество» между едой. Если у ребёнка проблемы с аппетитом
стоит поговорить с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в
этом вопросе;
• чтобы избежать проблем в общении со сверстниками, учите его правильно
здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, просить
разрешения играть с чужими игрушками. Правильно реагировать на отказ,
находя компромиссный вариант. Приучайте ребенка приносить в детский сад
только те игрушки, которыми он готов поделиться со сверстниками;
• в первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с
мамой, если есть возможность, пусть первое время ребенка отводят в сад другие
взрослые, например, папа или бабушка;
• ребёнок с ОВЗ – особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не
стоит лишать его самостоятельности – всё делать за него, приучайте к
самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой
жизни.

Консультация для родителей «Дети с ОВЗ»
МБДОУ «Детский сад №1»
с.Богородское
Ульчского муниципального
района Хабаровского края
Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека,
когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие
дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов,
ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об
окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в
раннем
возрасте
лежат
истоки
многих
проблем,
с
которыми
сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность,
нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив,
агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).
В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные
отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми
образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями
здоровья и жизнедеятельности.
Задумайтесь о том, что чувствуют родители, когда понимают, что их
ребёнок не такой, как остальные дети.
Матери, у которых рождаются дети, имеющие специфические патологии
развития, испытывают психологический шок, разочарование. Чувство вины,
позора, боязнь многих трудностей в процессе лечения этого ребёнка, его
воспитания и социальной адаптации, приводит некоторых родителей к отказу от
своего малыша или к распаду семей.
Родителям «обычных» детей стоит задуматься о том, что никто не
застрахован от несчастного случая: неизлечимой болезни, пьяного водителя,
взрыва петарды, который в одночасье может нарушить устоявшуюся жизнь.
Например, певица Д. Гурцкая родилась слепой, а С. Л. Брайль, разработавший
шрифт для слепых, потерял зрение в 3-х летнем возрасте. Великий русский
писатель Ф. М. Достоевский страдал эпилепсией.
На людей с ограниченными возможностями здоровья мы смотрим с
удивлением, настороженностью, а иногда даже с брезгливостью. Чаще
всего родители пытаются отгородить своего ребёнка от общения с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, думая, что общение с ним
отрицательно скажется на развитии их чада. Дело обстоит как раз наоборот.
Общаясь с ребёнком с ограниченными возможностями, играя с ним, проявляя к
нему внимание и заботу, нормально развивающиеся дети становятся добрее и
терпимее к недостаткам других.
Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
Придерживаясь следующих правил, вы облегчите вашу жизнь и жизнь
вашего ребенка:
- Преодолевайте страх и отчаяние;
- Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает;

- Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье,
и начинайте обращаться к специалистам;
- Медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и
других специалистов);
- Психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном
учреждении на основе рекомендаций ПМПК).
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе
становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая
могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное
влияние заболевания на психическое состояние ребенка.
Родители – основные участники психолого-педагогической помощи детям
с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное
учреждение.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо
знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития,
организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать
адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.
Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь
семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок
не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен, но и
имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для
окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).
В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он
может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая
избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что
может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно.
Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от
деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с
определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать
правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не
должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей
болезни, уходить в себя и свое одиночество.
Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все
делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему,
решить которую с годами все труднее.
Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка
его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней
помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность.
Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности.
Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и
общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый кругзвено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков».
Вырастая,
подобный
ребенок
оказывается
неспособным
к
самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за
несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и

специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для
адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.
Каждый ребёнок имеет право на полноценно прожитое детство.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».