1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1
сельского поселения «Село Богородское»
Ульчского муниципального района Хабаровского края
СОГЛАСОВАНА
на заседании
педагогического совета
от «___» августа 2024 г.
протокол № ____
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБДОУ
д/с №1 с.Богородское
от «__» августа 2024 г.
№ _____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РОДНАЯ ИСТОРИЯ»
Направленность: социально-гуманитарная
Срок реализации – 1 год
Возрастная категория: 6 – 8 лет
Составитель: Крыксина Светлана Викторовна
Старший воспитатель
с.Богородское, 2024 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка (актуальность, новизна, практическая значимость) ….3
- цель и задачи ..............................................................................................................4
- условия реализации Программы ..............................................................................5
- планируемые результаты ..........................................................................................6
2. Учебный план................................................................................................................ 6
3. Календарный учебный график .................................................................................... 8
4. Оценочные материалы .................................................................................................8
5. Организационно-педагогические условия ................................................................. 11
6. Методические материалы ............................................................................................ 11
Список литературы ...................................................................................................... 13
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая
программа «Родная история» (далее
Программа) составлена в соответствии с нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ- 273 от
29.12.2012;
• Национальный проект «Образование»: федеральный проект «Патриотическое
воспитание», протокол от 24.12.2018 г. № 6;
• Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена
постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751.
• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
• Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением
государственной политики нашей страны. Правовыми основами патриотического
воспитания является: Национальная доктрина образования в Российской Федерации до
2025 г. В ней подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить ...
воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального
государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
Одной из составляющих патриотического воспитания является воспитание
активной сопричастности к истории родной страны, к её прошлому.
Программа направлена на развития интереса к прошлому родной страны и
особенности его проявления у детей старшего дошкольного возраста. Проблема
приобщения детей и молодёжи к прошлому и культуре родной страны имеет свою
историю и уходит корнями во времена Древней Руси, хотя само слово «патриот»
впервые упоминается во времена царствования Петра I.
Патриотизм
нравственный
принцип,
нравственная
норма
и
нравственное поведение, выражающее чувство уважения и любви к родной стране, ее
истории, культурным традициям, ее народу.
Анализ результатов исследований позволяет утверждать, что помочь освоить
подрастающему поколению систематизированный курс истории - это задача школы, но
у ребенка дошкольного возраста важно развить интерес к прошлому родной страны,
сформировать у него первоначальные достоверные представления об истории нашей
Родины, воспитать чувство гордости и сопричастности к событиям прошлого.
Программа
«Родная
история»
предназначена
для
организации
кружковой деятельности по социально-гуманитарной направленности. Ведь история –
благодатный материал для развития у детей интереса к познанию мира.
4
Данная Программа представляет курс истории России яркими страницами
истории, сведениями об исторических деятелях, полководцах, деятелях культуры.
Программа призвана привить интерес к истории своего Отечества.
Актуальность Программы обусловлена тем, что проблема патриотического
воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята
государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации», ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан
России. Данная Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими
интересными вопросами истории. Ребёнок в 6-8 лет осознанно многое понимает и знает.
И это предъявляет ещё большие требования к педагогам, родителям, помогающим ему
войти в мир социальных отношений, адекватно адаптироваться к нему.
Новизна Программы состоит в том, что её содержание направлено на развитие
познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашей
страны, формирование чувства патриотизма и уважения к своему народу. Программа не
только расширит кругозор обучающихся, но и станет необходимым фундаментом их
дальнейшего успешного обучения в школе.
Познавательный материал Программы охватывает образовательную область
«Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с окружающим» и направлен,
прежде всего на социальное развитие ребёнка: познание самого себя, окружающих его
людей, своего города, страны, на воспитание чувства патриотизма и любви к своей
Родине. Он соответствует требованиям действующих программ воспитания и обучения
детей старшего дошкольного возраста и составлен с учётом их психологопедагогических и возрастных особенностей развития.
Практическая значимость данной Программы в заключается в том, что
дошкольники в доступной для их понимания форме познают историю России: как жили
наши предки, чем они занимались, как строили города и защищали свою землю от
врагов, как отмечали праздники.
Рассказывая детям о героях родной страны, педагог обращает внимание на их
нравственные качества, позволившие добиться результата, несмотря на все
подстерегающие трудности. Знакомство с историей родной страны позволяет
сформировать у обучающихся пространственно-временные представления.
Данная Программа разработана на основе книги для детей по истории «Родная
история» (разработчики Новиков С.В., Новикова Е.П.)
Цель и задачи Программы
Цель Программы: создание условий для формирования первоначальных
представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории Российского
государства и интереса к событиям прошлого страны.
Задачи:
1. Способствовать освоению знаний детей о важнейших событиях отечественной
истории.
5
2. Познакомить со значимыми личностями в истории России.
3. Обогащать представление о том, что Россия – большая многонациональная
страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.
4. Развивать интеллектуальные и творческие способности, познавательную
активность, интерес к истории и культуре нашей страны.
5. Воспитывать уважительное отношение к истории своей Родины.
6. Воспитывать чувство патриотизма средствами эстетического воспитания:
музыкой, изобразительной деятельностью, художественным словом.
Условия реализации Программы
Программа имеет социально-гуманитарную направленность и рассчитана на
обучающихся мальчиков и девочек, желающих познать историю возникновения
Российского государства. Возрастная категория обучающихся 6-8 лет. Программа
реализовывается в групповом помещении. Настоящая Программа рассчитана на 56
занятий и является начальной ступенью овладения минимума знаний об истории нашей
Родины – России. Работа кружка проводится 2 раза в неделю по 30 минут с 1 октября по
30 апреля.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения: очная.
Содержание и план занятий, практическая работа могут корректироваться с
учётом интересов, знаний и умений, индивидуальных особенностей воспитанников.
Программа предусматривает также индивидуальные занятия с дошкольниками,
проявляющими особый интерес к предмету Программы. В ней представлено содержание
познавательной деятельности с детьми. Данная Программа является начальной
ступенью для овладения комплексом знаний и практических навыков, для последующей
самостоятельной работы.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, беседы, работа по устным рекомендациям, проведение викторин,
конкурсов, информирование);
- наглядные (демонстрация иллюстративного материала, показ приёмов работы, работа
по заданиям, просмотр видеоматериалов, исторических мульфильмов, документальных
фильмов);
- практические (организация продуктивной деятельности);
- эвристические, поисковые;
- электронные образовательные ресурсы (ЭОР) (аудио-, видео-, компьютерные
презентации).
Формы организации деятельности:
- коллективная;
- групповая;
6
- индивидуальная.
Отличительными особенностями программы являются:
— деятельностный подход к воспитанию и развитию воспитанников через участие в
создании творческих работ;
— возможности дифференцированного подхода к организации деятельности на
занятиях;
— личностно-ориентированный подход.
Используемые педагогические технологии:
- личностно-ориентированная;
-здоровьесберегающие (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамические
паузы; релаксация);
- игровые.
Содержание
программы
соответствует
познавательным
возможностям
дошкольников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию. Используя игровые формы работы,
просматривая фрагменты фильмов, воспитанники лучше запомнят сложный
исторический материал, который облегчает им работу на занятии, формирует речевые
компетенции. Интересные, занимательные, доступные и в то же время достаточно
трудные вопросы исторических викторин и игр побуждают воспитанников к
значительным умственным усилиям.
В изучении курса «Родная история» лежит проблемно – поисковый метод,
обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются
разнообразные формы обучения: воспитанники знакомятся с видеоматериалами,
выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера,
различные творческие задания и игровые занятия.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей
интереса к различным видам деятельности, умению самостоятельно организовать своё
свободное время.
Приобщая дошкольников к изучению истории России, педагог пробуждает у них
интерес к родной стране, воспитывает гордость за её достижения, победы, уважение к
традициям прошлого.
Педагогические принципы кружковой работы:
.1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания,
характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность. На нынешнем этапе образования призвано сформировать у
подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего
интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность. Одним из важных принципов кружковой работы является ее
научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
7
4. Принцип последовательности. Этот принцип предполагает планирование
изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному),
чтобы дети усваивали знания постепенно.
5. Принцип тематического планирования материала. Этот принцип
предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья,
родная природа, родная культура, малая родина, родная страна.
6. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в
начальной школе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения Программы обучающиеся:
Будут знать:
1. Что такое наука история?
2. Что такое историческое время?
3. Историю Российского государства:
Древнерусское государство;
Московская Русь;
Российская империя;
Советская Россия.
4. Значимые личности в истории России.
Будут уметь:
1. Излагать суждения об исторических событиях и личностях.
2. Объяснять мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории
страны.
3. Пользоваться исторической, энциклопедической литературой.
4. Различать исторические периоды истории Российского государства.
5. Выполнять самостоятельные задания, связанные с темой занятия.
Приобретут навыки:
1. Изображать в продуктивной деятельности исторические события.
2. Поиска информации из разных источников (библиотека, интернет, рассказы взрослых
и т.д.).
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Наименование разделов, тем
Количество часов
теория
практика
всего
10 мин.
1
октябрь
1.
I. Вводное занятие
20 мин.
Что такое история? Что изучает наука –
история? Лента времени.
8
Формы
аттестации
II. Древнерусское государство
4 ч. 50
мин.
2 ч.40
мин.
2.
Наши предки – древние славяне. Князь
и его дружина.
20 мин.
10 мин.
3.
Славяне – ремесленники и торговцы.
От посёлков к городам.
20 мин.
10 мин.
4.
Город Киев – центр Киевской Руси.
Князь Олег – правитель Киевской Руси.
20 мин.
10 мин.
5.
Княжение Игоря. Месть княгини
Ольги. Во что верили древние славяне.
20 мин.
10 мин.
6.
Христианство – вера в Бога Иисуса
Христа. Владимир Красное Солныщко
и принятие Русью христианства.
20 мин.
10 мин.
7.
Великий князь Ярослав Мудрый.
20 мин.
10 мин.
8.
Правление великого князя
Владимира Мономаха.
20 мин.
10 мин.
ноябрь
9.
«Господин Великий Новгород».
20 мин.
10 мин
10.
Владимиро-Суздальская земля.
20 мин.
10 мин.
11.
Монголо-татарское нашествие на
русские земли. Вторжение хана Батыя.
Установление ордынского ига.
20 мин.
10 мин.
12.
Новые беды. Отпор крестоносцам.
Александр Невский.
20 мин.
10 мин.
Итоговое занятие по разделу
«Древнерусское государство»
20 мин
10 мин.
3ч.10
мин.
50 мин.
13.
III. Московская Русь
14.
Возвышение Москвы. Правление
Ивана Калиты.
20 мин.
10 мин.
15.
Дмитрий Донской. Битва на поле
20 мин.
10 мин.
9
12
Куликовом.
16.
Великий князь «всея Руси».
20 мин. 10 мин.
декабрь
17.
Итоговое занятие по разделу
«Московская Русь»».
IV. Российская империя
10 мин.
20 мин.
7 ч.00
мин.
6 ч. 30
мин.
18.
Царь Иван, грозный правитель
российский. Россия при Иване
Грозном.
20 мин.
10 мин.
19.
Великая смута.
20 мин.
10 мин.
20.
Российский царь Михаил Фёдорович
Романов.
20 мин.
10 мин.
21.
Правление Алексея Михайловича.
20 мин.
10 мин.
22.
Пётр Великий. Славные дела великого
царя.
20 мин.
10 мин.
январь
23.
Первый император Всероссийский.
20 мин.
10 мин.
24.
Императрица Екатерина Великая.
20 мин.
10 мин.
25.
Положение простого народа.
20 мин.
10 мин.
26.
Наследника славных дел.
20 мин.
10 мин.
27.
Начало Отечественной войны 1812
года. Бородинская битва.
20 мин.
10 мин.
28.
Пожар Москвы. Отступление
французов. Окончательное изгнание
врага.
20 мин.
10 мин.
февраль
29.
Правление императора Николая
Первого.
20 мин.
10 мин.
30.
Император Александр Второй
20 мин.
10 мин.
10
21
Освободитель и его реформы.
31.
Время императора Александра
Третьего.
20 мин.
10 мин.
32.
Начало правления последнего
императора Всероссийского Николая
Второго.
20 мин.
10 мин.
33.
Первая русская революция.
20 мин.
10 мин.
34.
Первая мировая война.
20 мин.
10 мин.
35.
1917 год. Февральская революция.
20 мин.
10 мин.
36.
Октябрьская революция.
20 мин.
10 мин.
март
37.
Гражданская война.
.20 мин. 10 мин.
38.
Обобщающее занятие по разделу
«Российская империя»
20 мин.
10 мин.
4 ч.35
мин.
2 ч.25
мин.
V. «Советская Россия»
39.
На путях строительства новой жизни.
20 мин.
10 мин.
40.
Великая Отечественная война
советского народа.
20 мин.
10 мин.
41.
Битва за Москву.
20 мин.
10 мин.
42.
Блокада Ленинграда.
20 мин.
10 мин.
43.
«Вставай, страна огромная,
вставай на смертный бой!»
20 мин.
10 мин.
44.
Партизаны в тылу врага.
20 мин.
10 мин.
апрель
11
14
45.
Оборона Сталинграда. Курская битва.
20 мин.
10 мин.
46.
Вперёд, на Берлин!
20 мин.
10 мин.
47.
Последнее сражение Великой
Отечественной войны.
20 мин.
10 мин.
48.
Трудные послевоенные годы.
20 мин.
10 мин.
49.
Новое противостояние.
20 мин.
10 мин.
50.
Наши славные достижения.
20 мин.
10 мин.
51.
Рождение новой России.
20 мин.
10 мин.
52.
Итоговое занятие по разделу
«Советская Россия».
15 мин.
15 мин.
1
ИТОГО:
19 ч.05
мин.
11 ч.05
мин.
Викторина
клуба
знатоков
истории
«Что? Где?
Когда?»
53
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Разделы
Месяцы
октябрь ноябрь декабрь
I. Вводное
занятие
1
II. Древнерусское государство
7
январь февраль
март
8
III. Московская
Русь
3
IV. Российская
империя
3
6
12
8
2
апрель
Промежуточная
аттестация
V. Советская
Россия
Всего занятий
8
8
6
6
8
6
8
8
8+1
1
4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система оценки результатов освоения обучения по данной программе включает в
себя уровень сформированных знаний, умений, навыков развития воспитанников,
включающий индивидуальные качества и личностный рост.
Оценочная деятельность осуществляется в ходе промежуточной аттестации,
которая помогает выявить уровень развития способностей и личностных качеств
воспитанника и их соответствия прогнозируемым результатам, а также даёт
возможность педагогу:
- определить уровень теоретической подготовки воспитанника по данной программе;
- выявить степень сформированности практических умений и навыков;
- соотнести прогнозируемые результаты образовательной работы.
Промежуточная аттестация проводится в конце апреля – это оценка уровня
достижения воспитанников по завершению обучения.
Критерии для определения уровней
овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками
1. Что изучает наука история?
По разделу «Древнерусское государство»
2. Кто такие древние славяне? Чем они занимались?
3. Князья древнерусского государства (Олег, Игорь, Владимир Красное
Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Иван
Калита, Дмитрий Донской, Иван III – великий князь «всея Руси».
4. Что такое христианство? (вера в Бога).
5. Монголо-татарское нашествие.
6. Когда русское государство стало называться не Русью, а Россией?
По разделу «Московская Русь»
1. Кто бился на Куликовом поле и одержал победу?
2. Кого называли «Великим князем всея Руси»?
По разделу «Российская империя»
1. Кто такой Иван Грозный?
2. Какой город стал главным городом?
3. Каких ещё российских (русских) царей вы знаете?
4. Чем знаменит Пётр I?
5. Кто такой Наполеон и что вы о нём знаете?
13
Кто был последним всероссийским императором (царём)?
Почему свергли царя Николая?
Кто такой Владимир Ильич Ленин?
Что вы знаете про Октябрьскую революцию?
По разделу «Советская Россия»
1. Какая была жизнь в России после революции?
2. Как стало называться советское государство?
3. Кто его возглавлял?
4. Что вы знаете о Великой Отечественной войне советского народа?
5. Что такое блокада Ленинграда?
6. Кто такие партизаны?
7. Как закончилась война?
8. О каких о достижениях нашей страны вы знаете
9. Почему распался Советский Союз?
10. Кто такой президент? И что он возглавляет?
6.
7.
8.
9.
Для итоговой диагностики не обязательно балльная шкала. После выполнения
всех заданий в итоговом протоколе возле названия каждого задания можно
проставить буквы: В (высокий уровень), Д (достаточный уровень), С (средний
уровень), Н (низкий уровень). Выполнение каждого задания можно оценить,
используя следующие критерии, каждый из которых соответствует определённому
количеству баллов:
справился с заданием самостоятельно после объяснения (5 баллов);
справился с заданием самостоятельно после дополнительного объяснения и
уточнения (4 балла);
справился с заданием после подсказки взрослого (3 балла);
справился с заданием с небольшой помощью взрослого (2 балла);
справился с заданием в совместной со взрослым деятельности (1 балл);
не справился с выполнением задания (0 баллов).
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Материально-техническое обеспечение Программы
видео материалы;
магнитная доска,
фотоальбомы;
материалы для изобразительной деятельности цветные карандаши, фломастеры,
акварель, альбомы, кисти, цветная бумага, ножницы, пластилин, ватман, клейкарандаш).
14
Дидактический и демонстрационный материал:
дидактический развивающий материал в картинках в 5 книгах и методические
рекомендации по организации занятий:
Книга первая. С древнейших времён до наших дней.
Книга вторая. Большая и малая Родина.
Книга третья. Природа и климат.
Книга четвёртая. Народы. Костюмы. Праздники.
Книга пятая. На службе Отечеству. Выдающиеся личности.
репродукции русских художников В.И. Сурикова «Переход Суворова через
Альпы», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», Н.Н. Ге «Пётр I
допрашивает Алексея в Петергофе»;
репродукции картин В.В. Верещагина «Лицо войны»;
репродукции картин А.А. Иванова «Поиски добра и истины»;
репродукции картин П.А. Федотова «Люди вокруг нас»;
репродукция картины В.М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»;
Иллюстративный материал «Взятие Берлина», «Парад Победы», «Помощь тыла»,
«Бомбёжка, авианалёт, блокада»;
наглядно-дидактические пособия: «Великая Отечественная война в
произведениях художников», «День Победы»;
настольная игра «Московский Кремль»;
тематические познавательные книги и энциклопедии.
Техническое оснащение:
ноутбук;
проектор;
экран.
Занятия проходят в групповой комнате.
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
«История возникновения Руси»
Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о
народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к
определенной национальной культуре и истории.
Рассказ воспитателя «Древние славяне – наши предки».
Беседы: «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?», « Славяне –
ремесленники и творцы».
Чтение отрывков из рассказов для детей А.О. Ишимовой из истории России.
Рассматривание альбома «От поселков к славянским городам».
15
Дидактические игры «Древние славяне», «Славянская семья», « Чем отличается
современный город от старинного?», «Какую посуду купили на ярмарке», «Одень
купцов в русский и иноземный костюм», «Что изготавливают мастера оружейники», «У
кого из купцов больше товара».
Игры-путешествия: «По Киевской Руси», «Помоги отыскать дорогу в стольный Киев».
Тематическое занятие «Здравствуй, Русь!».
Рисование «Славяне – гончары».
Конструирование: создание укреплений деревянного города.
Лепка «Корабли древних славян».
«Былинные богатыри – первые защитники земли русской»
Цель: знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней
Никитичем, Алешей Поповичем.
Чтение былинных и сказочных произведений.
Рассматривание картины «Богатырская застава» В.Васнецова.
Слушание песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Богатырская сила».
Рисование на тему «На заставе богатырской».
Создание альбома «Богатыри Древней Руси».
Коллективная аппликация «Древняя крепость».
Конструирование - поселение древних славян.
Работа с родителями: макет «Богатырская застава»,
создание библиотеки «Защитники Отечества».
Режиссерская игра по мотивам жизни русских богатырей.
Дидактические игры «Воины Руси» и «Сторожевые башни» Цель: закрепить знания о
снаряжении русского богатыря, доспехах, оружии.
Занятие «Богатырская Русь» Цель: закреплять и расширять знания детей о силе и славе
Богатырской Руси, о любимых народных героях: Илье Муромце, Алёше Поповиче,
Добрыне Никитиче, познакомить с новым богатырём - Дмитрием Донским,
формировать историческую память; воспитывать интерес и уважение к славной жизни
наших предков, любовь к Отчизне, семье.
Итоговое занятие «Викторина клуба знатоков истории «Что? Где? Когда?».
Цель: обобщение знаний по теме «Богатыри Руси».
16
«Великие князья Руси»
Цель: познакомить детей с важнейшими историческими событиями и историческими
деятелями России – Ярослав Мудрый, Александром Невским и Дмитрием Донским.
Консультация для родителей «Куликовская битва», «Александр Невский» обогащение
знаний родителей о роли личности в истории.
Чтение книг о князьях и их подвигах: О. Тихомирова «Александр Невский», «Дмитрий
Донской», «На поле Куликовом». Главы энциклопедии «История», справочника
дошкольника «История».
Игра – рассказ «С каких пор нашу столицу называют Москвой белокаменной».
Рассматривание репродукции картины В. Васнецова « На поле Куликовом».
Занятия «О князе и его дружине», «Битва на Куликовом поле».
Дидактические игры: «Чей воин», «Снаряди воина», «Доспехи русского воина», «Найди
отличие».
Спортивные игры и конкурсы: «Кольцеброс», «Дротики», «Попади в мишень».
Строительные игры с крупным материалом: «Сторожевые башни», «Переправа».
Выставка детских рисунков и поделок: «Воины древней Руси», «Оружие древних
воинов».
«Петр Великий»
Цель: Познакомить с деятельностью Петра Великого. Воспитывать чувство гордости за
Россию.
Рассказ воспитателя « Первый император Всероссийский», «Рабочий день Петра I».
Беседа «Великие дела великого царя».
Рассматривание репродукций картин Л. Лагорио «Русский флот при Петре I», М.
Добужинского «Петр Великий в Голландии».
Работа с родителями: создание альбома для рассматривания «Российский флот».
Сюжетно- ролевые игры: «Цирюльня», «Печатная газета», «Школа».
Дидактические игры: «Сколько обуви на лавке?», «Найди одинаковые пары обуви
дворян и крестьян», «Найди посуду, которая принадлежала боярам».
Музыкальная гостиная «Открытие Петром I театральных представлений».
Конструирование (оригами) «Самоходное судно».
17
«Полководцы и герои»
Цель: На примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова воспитание в
детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности.
Рассказ воспитателя «Начало Отечественной войны».
Беседа «Бородинская битва».
Рассматривание альбома «Верные долгу и чести».
Чтение глав из книг: С.Алексеева «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских
солдатах), А. Митяева «Москва».
Занятие «Пересказ рассказа А. Митяева «Герой 1812 года».
Досуг совместно с родителями « Наука побеждать».
«Полководцы и герои» 2 часть
Цель: Продолжать на примерах подвигов великих полководцев воспитание в детях
уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности.
Рассказ воспитателя «Начало Отечественной войны».
Беседа «Бородинская битва».
Рассматривание альбома «Верные долгу и чести».
Чтение глав из книг: С.Алексеева «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских
солдатах), А. Митяева «Москва».
Занятие «Пересказ рассказа А. Митяева «Герой 1812 года».
Досуг совместно с родителями « Наука побеждать».
«Быт и уклад жизни наших предков»
Цель: Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об
устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта.
Пробуждать интерес к русскому национальному костюму.
Занятия по темам: « Деревня – деревянный мир», « Печь нам – мать родная», «Эти
мудрые народные сказки».
Выставка совместных работ детей и родителей «Ах, кокошник русский!»
Игра – путешествие «Берестяная грамота». «Игрушки наших бабушек».
Создание макета « Русская изба».
Занятие по ручному труду « Кукла – закрутка».
Экскурсия в краеведческий музей.
18
Развлечение «Праздник русской рубахи».
«Народные традиции и промыслы»
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров,
продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным
традициям и праздникам.
Беседы: «Славный праздник – Рождество», «Народный праздник – Масленица»,
«Ремесла далекого прошлого».
Занятия по темам: «Развлечение детворы и взрослых в старину», «Дымковская
ярмарка», «Золотая хохлома», «В гостях у городецких мастеров».
Рассматривание иллюстраций.
Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам.
Создание мини – музея «Игрушки наших бабушек».
Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».
Праздник «Развеселая ярмарка».
Развлечение «Бабушкины посиделки».
«Герои Великой отечественной войны»
Цель: Рассказать о Великой Отечественной войне. Воспитывать уважение к ветеранам.
Рассказ воспитателя «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!»
Встреча с участником ВОВ.
Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Шинель», А. Митяев «Землянка», А.
Твардовский «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»), С. Алексеев «Идет
война народная», С. Баруздин «Шел по улице солдат». Заучивание стихов и песен
военных лет.
Просмотр фильма о войне.
Экскурсия в музей боевой славы, к памятникам и обелискам.
Сюжетно-ролевые игры: «Госпиталь», «Полевая кухня», «Танкисты».
Беседа о героях, прославивших родной край.
Работа с родителями: создание альбомов для рассматривания «Они защищали Родину»,
«Боевые награды». Сбор материалов о членах семьи – участниках ВОВ (письма,
фотографии и др.)
Целевая прогулка по улице, названной именем героя войны.
Выставка совместных работ детей и родителей по теме «Этих дней не смолкнет слава!».
19
Проведение досуга «Музыкальная летопись войны».
Проведение спортивно-патриотических праздников в честь Дня Победы.
Подготовка выставки-экспозиции: фотоматериалов ко Дню битвы под Москвой, макетов
боевых действий ВОВ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Для педагога:
1. Новиков С.В., Новикова Е.П. Родная история.
2. Саплина Е.В., Саплин «А.И. Введение в историю.
3. Романовы. Моя первая книга о царях.
4. Эйдельман Т. 20 загадок о русской истории.
5. Наша эра. История России в картах.
6. Дроздов Д. Как строилась Москва.
7. Меркулов Д. Екатерина II.
Для детей:
1. Емец Д. Древняя Русь.
2. Емец Д. Заступники земли Русской».
3. Голицын С. Сказания о земле Русской.
4. Голицын С. Страницы истории нашей Родины».
5. Энциклопедии серии «Мы живём в …»
Мы живём в Древнем Новгороде;
Мы живём в эпоху Отечественной войны 1812 года;
Мы живём в эпоху Петра I;
Мы живём в 1917 году.
6. Алмазов Б. Век паровозов. Первые локомотивы и железные дороги.
Для родителей:
1. Напман Тимоти. С чего начинается история? Копай глубже!
2. Альбедиль М. Русские ремёсла.
3. Беляева, Новичкова Ледовое побоище.
4. Эйдельман, Бунтман. Бородинская битва.
5. Новичкова, Бунтман. Пётр I.
20