Образовательный процесс
10.02.2025
Образовательный
процесс в ДОО – это целенаправленный процесс разностороннего
развития, обучения и воспитания детей от 2 до 7 лет с учётом их индивидуальных
и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах
дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом.
Структура образовательного процесса
включает в себя его цели, задачи и содержание которые отражены в ФГОС ДО и
образовательной программе ДОО, средства, методы воспитания и обучения, формы
организации, условия, обеспечивающие его организацию и осуществление и
результаты, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования.
Остановимся более подробно на формах
организации образовательного процесса.
До недавнего времени одной из форм
организации образовательного процесса в дошкольной организации были занятия.
С учетом ФГОС ДО модель организации
образовательного процесса включает в себя:
- совместную деятельность детей и
взрослого, где выделяются
непосредственно образовательная деятельность с основными формами
организации: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность,
общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе
режимных моментов и прочие;
- самостоятельная деятельность детей, а
именно развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая
требованиям.
Особенность образовательного процесса заключается в
организации различных видов детской деятельности (игровая; коммуникативная,
познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и
фольклора; самообслуживание и
элементарный бытовой труд; конструирование;
музыкальная деятельность; двигательная деятельность) и их интеграции, в рамках которой дети будут активно развиваться, и
совершенствовать уже имеющиеся знания, умения, навыки, а так же получать новую информацию об окружающем мире
в процессе взаимодействия друг с другом, педагогом и предметно-пространственной
средой.
«При этом процесс обучения
остается, но реализуется по средствам
использования» различных форм и методов работы с детьми, которые
педагоги выбирают самостоятельно с учетом решения поставленных задач,
контингента детей.
Формы образовательной
деятельности |
||
Непосредственно-образовательная
деятельность |
решение образовательных задач в процессе
режимных моментов |
самостоятельная деятельность детей |
Двигательная деятельность |
||
Игровая беседа с элементами движений Интегративная деятельность Утренняя гимнастика Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Игра Контрольно- диагностическая деятельность Экспериментирование Физкультурное занятие Спортивные и физкультурные досуги Спортивные состязания Проектная
деятельность |
Игровая беседа с элемента- ми движений Интегративная деятельность Утренняя гимнастика Совместная деятельность взрослого и детей тематического
характера Игра Контрольно- диагностическая деятельность Экспериментирование Физкультурное занятие Спортивные и физкультурные досуги Спортивные состязания Проектная
деятельность |
Во всех видах самостоятельной деятельности детей Двигательная активность в течение
дня Игра Утренняя гимнастика Самостоятельные спортивные игры и
упражнения |
Игровая
деятельность |
||
Наблюдение Чтение Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Беседа Совместная с воспитателем игра Совместная со сверстниками игра Индивидуальная игра Праздник Экскурсия Ситуация морального выбора Проектная деятельность Интегративная деятельность Коллективное обобщающее занятие |
Игровое упражнение Совместная с воспитателем игра Совместная со сверстниками игра Индивидуальная игра Ситуативный разговор с детьми Педагогическая ситуация Беседа Ситуация морального выбора Проектная деятельность Интегративная деятельность |
Совместная со сверстниками игра Индивидуальная игра Во всех видах самостоятельной детской деятельности |
Познавательно-исследовательская
деятельность |
||
Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Чтение Игра-экспериментирование Развивающая игра Экскурсия Интегративная деятельность Конструирование Исследовательская деятельность Рассказ Беседа Создание коллекций Проектная деятельность Экспериментирование Проблемная ситуация |
Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Чтение Игра-экспериментирование Развивающая игра Ситуативный разговор с детьми Экскурсия Интегративная деятельность Конструирование Исследовательская деятельность Рассказ Беседа Создание коллекций Проектная деятельность Экспериментирование Проблемная ситуация |
Во всех видах самостоятельной
детской деятельности |
Коммуникативная
деятельность |
||
Чтение Обсуждение Рассказ Беседа Рассматривание Игровая ситуация Дидактическая игра Интегративная деятельность Чтение Беседа о прочитанном Инсценирование Викторина Игра-драматизация Показ настольного театра Разучивание стихотворений Театрализованная игра Режиссерская игра Проектная деятельность Интегративная деятельность Решение проблемных ситуаций Разговор с детьми Создание коллекций Игра |
Ситуация общения в процессе режимных моментов Дидактическая игра Чтение (в том числе на прогулке) Словесная игра на прогулке Наблюдение на прогулке Труд Игра на прогулке Ситуативный разговор Беседа Беседа после чтения Экскурсия Разговор с детьми Разучивание стихов, потешек Сочинение загадок Проектная деятельность Разновозрастное общение Создание коллекций |
Сюжетно-ролевая игра Подвижная игра с текстом Игровое общение Все виды самостоятельной детской деятельности предполагающие общение со сверстниками Хороводная игра с пением Игра-драматизация Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка Дидактическая игра |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
||
Чтение Обсуждение Рассказ Беседа Игра Инсценирование Викторина |
Ситуативный разговор с детьми Игра (сюжетно-ролевая, театрализованная Продуктивная деятельность Беседа Сочинение загадок Проблемная ситуация Использование Различных видов театра |
Игра Продуктивная деятельность Рассматривание Самостоятельная деятельность в книжном уголке и
театральном уголке (рассматривание, инсценировка) Во всех видах детской деятельности |
Изобразительная деятельность |
||
Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для
игр Экспериментирование Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства Игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) Тематические досуги Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций
произведений живописи Проектная деятельность Создание коллекций |
Наблюдение Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Конструирование из песка Обсуждение (произведений искусства, средств вырази- тельности и др.) Создание коллекций |
Украшение личных предметов Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) Рассматривание эстетически привлекательных
объектов при- роды, быта, произведений искусства Самостоятельная изобразительная деятельность |
Музыкальная
деятельность |
||
Слушание музыки Экспериментирование со звуками Музыкально-дидактическая игра Шумовой оркестр Разучивание музыкальных игр и танцев Совместное пение Импровизация Беседа интегративного характера Интегративная деятельность Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение Музыкальное упражнение Попевка Распевка Двигательный пластический танцевальный этюд Творческое задание Концерт-импровизация Танец музыкальная сюжет- ная игра |
Слушание музыки, сопровождающей
проведение режимных моментов Музыкальная подвижная игра на прогулке Интегративная деятельность Концерт-импровизация на прогулке |
Создание соответствующей
предметно- развивающей среды |
Конструирование
из различного материала |
||
Экспериментирование Рассматривание эстетически
привлекательных объектов Игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) Тематические досуги Проектная деятельность Конструирование по образцу, по модели, по условиям, по теме, по замыслу . Конструирование по
простейшим чертежам и схемам |
Наблюдение Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Конструирование из песка Обсуждение (произведений искусства, средств вырази- тельности и др.) |
Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) Рассматривание эстетически привлекательных
объектов при- роды, быта, произведений искусства Самостоятельная конструктивная
деятельность |
Самообслуживание и элементарный
бытовой труд |
||
|
Совместные действия Наблюдения Поручения Беседа Чтение Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Рассматривание Дежурство Игра Экскурсия Проектная деятельность |
Создание соответствующей
предметно- развивающей среды Во всех видах самостоятельной детской деятельности |