06.03.2023
Совершенствования образовательного процесса в детском саду путем внедрения инновационной технологии проектирования
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.
Пересматриваются прежние ценности и приоритеты,
цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся
воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в
нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать
и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко
планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием
педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него
коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного
процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной
деятельности.
Одним из эффективных средств решения данных
задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод
педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации
воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности
педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности,
прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую
качество воспитательно-образовательного процесса.
Проектная
деятельность – это
дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития
ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания,
приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их
личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым,
развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как
форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют
воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Особенностью
проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может
самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему,
определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают
участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся
непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой
педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих
успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет
интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и
применять их на практике. Процесс обучения становится не только более
экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает
наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру
речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни,
способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение
отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Метод
проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и
перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе
дошкольного образования.
Именно поэтому, изучив методическую литературу,
познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами
проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов
других дошкольных учреждений, было решено внедрить инновационную технологию
проектирования в дошкольном учреждении», содержащую стратегию и тактику работы,
обеспечивающую оптимальную инновационную деятельность.
Целью проекта является: Организация в дошкольном
учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой
инновационной технологии проектирования.
Для
реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1. Формирование мотивационной готовности у всех
участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания
детской деятельности.
2. Совершенствование профессионального уровня
педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей
педагогической деятельности.
3. Стимулирование и поддержка инновационной
педагогической деятельности ДОУ.
4. Установление партнерских взаимоотношений с
семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для
развития и воспитания детей.
Реализация поставленных задач проходила в 3
этапа:
I
подготовительный этап: разработка
проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной
модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний,
представлений, навыков детей по теме проекта.
На данном этапе происходит осознание
собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и
сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ
образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических
условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого,
выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и
объективных причин и пути их решения.
Второй
этап – основной. На данном этапе
осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных
проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы,
сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом
этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит
понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические
рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей,
специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о
реализации проекта. Третий этап – заключительный: подводятся результаты
проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в методических
объединениях, семинарах - практикумах, представление опыта проектирования
образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Итоги
проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по
заданной теме.
Внедрение
метода проектирования в дошкольном учреждении позволяет сделать следующие
выводы:
1. Метод проектов успешно реализуется в
сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
2. Метод проектов как один из методов
интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей,
самостоятельную активность воспитанников детского сада.
3. Использование метода проектов в работе с
дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в
проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в
общее дело, радуется своим успехам.
4. Проектная деятельность качественно влияет на
повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и
профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных
возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного
процесса.
5. Родители стали активными участниками
образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной
творческой деятельности.
Использование инновационной технологии
проектирования способствует повышению уровня профессиональной компетенции
воспитателей; обучению воспитателей проектной деятельности, обеспечению
внедрения в педагогический процесс данной технологии; стимулированию развития
интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей; расширению области специальных
знаний педагогов, развитию их аналитических, информационных и практических
умений; внедрению инновационных изменений в педагогический процесс; повышению
качества образования дошкольников; повышению вовлеченности родителей в
образовательный процесс и их удовлетворенности работой ДОУ.
06.03.2023
Просмотров всего: , сегодня: