07.03.2023
В общих положениях ФГОС ДО
Пункт 1.4. - раскрыты основные принципы,
направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. Это и
амплификация (обогащение) детского развития, и построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В требованиях к
условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Пункт 3.2.5. - раскрыты условия, необходимые
для создания социальной ситуации развития детей.
· Создание условий для свободного выбора детьми деятельности;
принятия самостоятельных решений детьми;
· Выражения своих чувств и мыслей.
· Поддержку детской инициативы и самостоятельности (игровой,
проектной, исследовательской, познавательной и т.д.).
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом
собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной
деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели,
добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей
деятельности.
Неправильно
отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом.
Индивидуальный
подход – организация
педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей
ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и
определение путей коррекции или дальнейшего развития. Попробуем сравнить
индивидуализацию и индивидуальный подход.
Рассмотрим различия индивидуализации
образования и индивидуального подхода в образовании.
Индивидуальный подход |
Индивидуализация образования |
|
Цель: |
Организация процесса
передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей
ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии |
Содействие
максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития
личности |
прямое обучение в
соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка
результата |
признание права
выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана
деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности |
|
Тактика: |
диктат и опека |
сотрудничество и
партнерские отношения |
«Хороший ребенок» |
следующий заданному
(предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия |
инициативный,
самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий |
Убеждение: |
ребенок учится лучше
и научится большему под непосредственным
руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ
развития |
ребенок учится
самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для
полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного
опыта |
Вывод: |
Индивидуальный
подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога
требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и
недостатки в развитии) и знание норм (стандарт, требование программы),
подготовить для занятия разноуровневые задания |
Индивидуализация
распространяется на каждого ребенка: от педагога ожидается большая
гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное
осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма |