23.03.2023
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, представляющий собой совокупность требований к структуре и объему ООП дошкольного образования, к условиям ее реализации и результатам освоения ООП ДО.
Сегодня каждое дошкольное образовательное учреждение решает задачу перехода на ФГОС, выстраивая образовательную деятельность в соответствии с ним.
Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обостряется противоречием, между изменениями в профессиональной деятельности воспитателей, вносимыми ФГОС, и уровнем их готовности к работе в соответствии с ФГОС.
Педагогам необходимо адаптироваться к новым структурным, содержательным и технологическим компонентам ФГОС, совершить новый шаг в своем профессиональном развитии. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного стандарта.
Для эффективного внедрения ФГОС необходимо обеспечить готовность педагогического коллектива ДОУ, от которой зависит осознание и внедрение инноваций в практику работы с детьми, их включение в повседневную деятельность учреждения и поддержка со стороны родителей воспитанников. Это обуславливает необходимость методического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования.
Методическое сопровождение - взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.
В связи с этим в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях введения ФГОС.
Цель методического сопровождения в условиях внедрения ФГОС – формирование профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
Задачи:
•информирование педагогов об основных направлениях обновления содержания и организации дошкольного образования;
•систематизация представлений об условиях и способах повышения качества дошкольного образования, реализации компетентностного подхода, развития личности воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья, развития способностей;
•ознакомление с современными технологиями и методиками дошкольного воспитания, в том числе и с информационными;
•развитие умений проектирования и конструирования образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;
•формирование мотивации к профессиональному росту, творческой деятельности, повышению общекультурного уровня, психолого-педагогической и методической компетентности.
Для того чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо было знать уровень их готовности к работе по ФГОС.
С целью установить степень готовности к введению ФГОС, было проведено анкетирование педагогов. (Результаты на слайде).
На основе данных анкетирования были определены разные формы работы с педагогами в зависимости от их готовности к новым условиям:
а) с опытными педагогами: участие в подготовке и проведении педсоветов, обучающих семинаров; семинаров-практикумов, наставничество, мастер-классы, работа в проблемно-творческой группе, работа над систематизацией дидактического материала в соответствии с требованиями ФГОС;
б) с педагогами, нуждающимися в методической поддержке: самообразование, посещение мероприятий опытных воспитателей, прикрепление к наставнику.
Методическая работа в ДОУ в условиях введения ФГОС опирается на «зону ближайшего профессионального развития». В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» определена та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, изучаемой литературы, может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога индивидуальна. При реализации данного направления изучаются профессиональные трудности, выявляются проблемы в деятельности педагога при внедрении ФГОС; актуализируются необходимые для профессионального роста знания и умения, оказывается помощь педагогу в осознании своих профессиональных трудностей; определяется индивидуальная траектория при повышении квалификации; составляется план самообразования, программы профессионального роста педагога.
Методическое сопровождение предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:
-изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;
-предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно.
Все формы работы методической службы нашего детского сада можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы являются:
-тематические методические и педагогические советы;
-индивидуальная работа;
-аттестация;
-самообразование педагогов;
-семинары - практикумы;
-открытые мероприятия;
-круглые столы;
-творческие отчеты;
-групповые и индивидуальные консультации;
-практикумы по конструированию образовательного процесса;
-информирование и обсуждение методических новинок;
-презентация методических наработок и др.
Приоритет отдается активным методам работы (решению проблемных ситуаций, деловым играм и др.), которые способствуют наибольшему развитию воспитателей, повышают их мотивацию и активность в совершенствовании педагогической культуры.
Приоритетными направлениями методической работы по сопровождению введения ФГОС в ДОУ являются: «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС», «Содержание образовательных областей и сущность целевых ориентиров ООП ДО», «Построение образовательного процесса с учетом ФГОС».
В структуре методической работы особое место занимает постоянно действующий практико - ориентированный семинар «Изучение и внедрение ФГОС ДО», целью которого является педагогическое просвещение по определённой теме, исходя из образовательных потребностей и запросов педагогов.
С целью изучения основных направлений развития дошкольного образования был проведен сравнительный анализ проектов примерных ООП ДО, а также рассмотрено новое поколение программно - методического обеспечения ДО в соответствии с ФГОС.
Педагогами ДОУ проведены мастер – классы с показом ситуаций, продемонстрировавших деятельностный подход в обучении: «Организация сотворчества взрослого и детей при реализации ФГОС», «Познавательное развитие дошкольников в аспекте ФГОС»,«Создание и использование игровой интерактивной среды в логопедической работе с учетом ФГОС ДО» и др.
Параллельно ведётся индивидуальная методическая работа: педагоги направляются на курсы повышения квалификации, готовят открытые мероприятия, организуют наставничество, разрабатывают методическую тему, оформляют её в систему. Подводя итог, хочется отметить следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:
·Расширение представлений воспитателей о содержании ФГОС ДО;
·Осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения;
Использование в работе с воспитанниками современных образовательных технологий;
· Ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды;
·Профессиональное общение педагогов и обмен опытом с коллегами в интернет - сообществах.
Но наряду с положительными моментами есть и проблемы:
·Отсутствие учебно - методических разработок и материалов в соответствии с ФГОС.
· Низкий уровень курсовой подготовки по реализации ФГОС.
·Отсутствие готовности педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
·Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения занятия, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы.
·Проблемы в организации развивающей предметно-пространственной среды.
Следующий учебный год–год практического внедрения образовательных программ, соответствующих ФГОС. С этой целью нам предстоит:
-разработка и утверждение рабочих программ педагогов, в том числе дополнительного образования с учетом ФГОС ДО;
-изучение, обсуждение и реализация методических рекомендаций, информационно-методических писем федерального, регионального и муниципального уровня по вопросам введения ФГОС ДО;
-обогащение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
-прохождение педагогами ДОУ курсовой подготовки по реализации ФГОС;
-изучение и применение современных инновационных педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный подход;
Øпополнение методического обеспечения, используемого в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
Øпоиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями (законными представителями), направленных на повышение активности родителей как полноправных участников образовательного процесса.
Хочется надеяться, что мы и наши педагоги успешно пройдут этот тернистый путь внедрения ФГОС в практику дошкольного учреждения.