Методическое сопровождение педагогов при реализации ООП ДО

23.03.2023

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, представляющий собой совокупность требований к структуре и объему ООП дошкольного образования, к условиям ее реализации и результатам освоения ООП ДО.

Сегодня каждое дошкольное образовательное учреждение решает задачу перехода на ФГОС, выстраивая образовательную деятельность в соответствии с ним.

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обостряется противоречием, между изменениями в профессиональной деятельности воспитателей, вносимыми ФГОС, и уровнем их готовности к работе в соответствии с ФГОС.

Педагогам необходимо адаптироваться к новым структурным, содержательным и технологическим компонентам ФГОС, совершить новый шаг в своем профессиональном развитии. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного стандарта.

Для эффективного внедрения ФГОС необходимо обеспечить готовность педагогического коллектива ДОУ, от которой зависит осознание и внедрение инноваций в практику работы с детьми, их включение в повседневную деятельность учреждения и поддержка со стороны родителей воспитанников. Это обуславливает необходимость методического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования.

Методическое сопровождение - взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.

В связи с этим в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях введения ФГОС.

Цель методического сопровождения в условиях внедрения ФГОС – формирование профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Задачи:

•информирование педагогов об основных направлениях обновления содержания и организации дошкольного образования;

•систематизация представлений об условиях и способах повышения качества дошкольного образования, реализации компетентностного подхода, развития личности воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья, развития способностей;

•ознакомление с современными технологиями и методиками дошкольного воспитания, в том числе и с информационными;

•развитие умений проектирования и конструирования образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;

•формирование мотивации к профессиональному росту, творческой деятельности, повышению общекультурного уровня, психолого-педагогической и методической компетентности.

Для того чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо было знать уровень их готовности к работе по ФГОС.

С целью установить степень готовности к введению ФГОС, было проведено анкетирование педагогов.  (Результаты на слайде).

На основе данных анкетирования были определены разные формы работы с педагогами в зависимости от их готовности к новым условиям:

а) с опытными педагогами: участие в подготовке и проведении педсоветов, обучающих семинаров; семинаров-практикумов, наставничество, мастер-классы, работа в проблемно-творческой группе, работа над систематизацией дидактического материала в соответствии с требованиями ФГОС;

б) с педагогами, нуждающимися в методической поддержке: самообразование, посещение мероприятий опытных воспитателей, прикрепление к наставнику.

Методическая работа в ДОУ в условиях введения ФГОС опирается на «зону ближайшего профессионального развития».  В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» определена та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, изучаемой литературы, может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности.  При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога индивидуальна. При реализации данного направления изучаются профессиональные трудности, выявляются проблемы в деятельности педагога при внедрении ФГОС; актуализируются необходимые для профессионального роста знания и умения, оказывается помощь педагогу в осознании своих профессиональных трудностей; определяется индивидуальная траектория при повышении квалификации; составляется план самообразования, программы профессионального роста педагога.

Методическое сопровождение предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам).  При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:

-изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;

-предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно.

Все формы работы методической службы нашего детского сада можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы являются:

-тематические методические и педагогические советы;

-индивидуальная работа;

-аттестация;

-самообразование педагогов;

-семинары - практикумы;

-открытые мероприятия;

-взаимопосещение;Хочу такой сайт

-круглые столы;

-творческие отчеты;

-групповые и индивидуальные консультации;Хочу такой сайт

-практикумы по конструированию образовательного процесса;

-информирование и обсуждение методических новинок;

-презентация методических наработок и др.

Приоритет отдается активным методам работы (решению проблемных ситуаций, деловым играм и др.), которые способствуют наибольшему развитию воспитателей, повышают их мотивацию и активность в совершенствовании педагогической культуры.

Приоритетными направлениями методической работы по сопровождению введения ФГОС в ДОУ являются: «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС», «Содержание образовательных областей и сущность целевых ориентиров ООП ДО», «Построение образовательного процесса с учетом ФГОС».

В структуре методической работы особое место занимает постоянно действующий практико - ориентированный семинар «Изучение и внедрение ФГОС ДО», целью которого является педагогическое просвещение по определённой теме, исходя из образовательных потребностей и запросов педагогов.

С целью изучения основных направлений развития дошкольного образования был проведен сравнительный анализ проектов примерных ООП ДО, а также рассмотрено новое поколение программно - методического обеспечения ДО в соответствии с ФГОС.

Педагогами ДОУ проведены мастер – классы с показом ситуаций, продемонстрировавших деятельностный подход в обучении: «Организация сотворчества взрослого и детей при реализации ФГОС», «Познавательное развитие дошкольников в аспекте ФГОС»,«Создание и использование игровой интерактивной среды в логопедической работе с учетом ФГОС ДО» и др.   
Параллельно ведётся индивидуальная методическая работа: педагоги направляются на курсы повышения квалификации, готовят открытые мероприятия, организуют наставничество, разрабатывают методическую тему, оформляют её в систему.             Подводя итог, хочется отметить следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:

·Расширение представлений воспитателей о содержании ФГОС ДО;

·Осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения;

Использование в работе с воспитанниками современных образовательных технологий;

· Ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды;

·Профессиональное общение педагогов и обмен опытом с коллегами в интернет - сообществах.

Но наряду с положительными моментами есть и проблемы:

·Отсутствие учебно - методических разработок и материалов в соответствии с ФГОС.

· Низкий уровень курсовой подготовки по реализации ФГОС.

·Отсутствие готовности педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

·Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения занятия, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы.

·Проблемы в организации развивающей предметно-пространственной среды.

Следующий учебный год–год практического внедрения образовательных программ, соответствующих ФГОС.  С этой целью нам предстоит:

-разработка и утверждение рабочих программ педагогов, в том числе дополнительного образования с учетом ФГОС ДО;

-изучение, обсуждение и реализация методических рекомендаций, информационно-методических писем федерального, регионального и муниципального уровня по вопросам введения ФГОС ДО;

-обогащение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;

-прохождение педагогами ДОУ курсовой подготовки по реализации ФГОС;

-изучение и применение современных инновационных педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный   подход;

Øпополнение методического обеспечения, используемого в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;

Øпоиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями (законными представителями), направленных на повышение активности родителей как полноправных участников образовательного процесса.

Хочется надеяться, что мы и наши педагоги успешно пройдут этот тернистый путь внедрения ФГОС в практику дошкольного учреждения. 

Организация методического обеспечения в ДОУ по ФГОС (1).docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».