06.03.2023
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в
детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых
отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности
дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи:
1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и
способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2. Оказать
помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Обеспечить
учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в
определении:
· специфики
национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
· выбора
тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а
также возможностям педагогического коллектива;
· традиций
культурно-досуговой жизни ДОО.
4. Создать
условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
5. Обеспечить
информационную открытость разработки и реализации Программы для предоставления
информации о ООП-ОПДО семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в
образовательную деятельность.
6. Активизировать
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
7. Обеспечить
консультативной поддержкой родителей (законных представителей) по вопросам
образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.
При организации совместной
работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках
необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю
обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- доброжелательность при сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании
детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые
подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
личностно-развивающего и гуманистического характера
взаимодействия взрослых и детей (родителей (законных представителей), педагогов
ДОО) и детей;
- учет этнокультурной ситуации развития детей;
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей,
формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного
отношения друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании
детей, охрана и укрепление их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность.
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и
родителей;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равноответственность родителей и педагогов.
Одним из важных условий реализации ООП-ОПДО является
взаимодействие с семьей: дети, воспитатели, родители, администрация – главные
участники педагогического процесса.
Педагогическое взаимодействие предполагает координацию усилий
нескольких сторон (субъектов образовательного пространства) в образовательном
процессе. Равноправными субъектами педагогического процесса в детском саду являются
дети, воспитатели, специалисты, младшие воспитатели, медсестра, родители.
Равноправие субъектов подразумевает:
· открытость
к взаимодействию;
· возможность
запросить, и получить информацию;
· инициатором
процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с целью
удовлетворения потребности может стать любой из субъектов;
· возможность
участия субъектов в планировании, реализации, управлении и оценке результатов
совместных проектов, образовательного процесса.
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим
решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для
социального, экономического культурологического развития общества.
В современных условиях дошкольное образовательное
учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и
неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность
оказывать на неё определенное влияние.
Взаимодействие ДОО с родителями как одно из условий успешной
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, позволит обеспечить ее эффективность, повысить
качество образования при соблюдении следующих принципов:
- совместные
усилия семьи и ДОО в оказании помощи и поддержки ребенку;
- уважение
и понимание между родителями и педагогами, систематическое обсуждение
вопросов воспитания, обучения и развития ребенка;
- проявление
терпимости и деликатности в общении с ребенком;
- воспитание
у детей уважения и доверия к взрослым (родителям, педагогу, близким людям).
Родители являются первыми педагогами ребенка. Одной из функций
детского сада является оказание консультативно-методической помощи родителям в
воспитании и обучении детей.
На сегодняшний день в ДОО осуществляется интеграция
общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями
родителей:
- с
семьями воспитанников;
- с
родителями детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не
только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний,
развивали умения, навыки общения, выявляли и развивали способности и др. Однако
без партнерского взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически
невозможно.
Все формы с родителями подразделяются на
-коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
-традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом
родителей ДОО (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей.
Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями
воспитанников.
Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами
и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей,
которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.
Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание,
эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким
формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в
двух направлениях:
- внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного
ДОО;
- работа с родителями за пределами ДОО. Ее цель – охватить подавляющее
большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский
сад или нет.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются
нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных
контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше
узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке,
сближаются с педагогами.
Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм
взаимодействия с родителями:
-Информационно-аналитические
-Познавательные
-Досуговые
-Наглядно-информационные
(информационно-ознакомительные, просветительские)
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей
день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они
призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит,
способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях
семьи.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные
коллективные формы общения:
- Общее родительское собрание ДОО. Его цель - координация
действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам
образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников
- Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы
работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем
воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
-Родительская конференция - одна из форм повышения
педагогической культуры родителей Ценность этого вида работы в том, что в
ней участвуют не только родители, но и общественность.
- Тематические консультации организуются с целью ответить на все
вопросы, интересующие родителей
-«Заочные» консультации - родители задают разнообразные вопросы,
о которых не желают говорить вслух.
- Педагогический консилиум. В состав консилиума можно
включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной
деятельности, педагога-психолог, учителя логопед, старшую медсестру, членов
родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал
семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье.
- Групповые собрания родителей— это форма организованного
ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей
определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы
жизнедеятельности группы)..
- «Круглый стол»- В нетрадиционной обстановке с
обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы
воспитания
-Родительский совет (комитет) группы -то группа родителей,
которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОО.
- Открытые занятия с детьми в ДОО для родителей, где родителей
знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОО. -.
- «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть
стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность
детей и педагогов.
- Клубы для родителей - данная форма общения предполагает
установление между педагогами и родителями доверительных отношений.
Досуговые формы взаимодействия с родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать
теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более
доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще
налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие
формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели
уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а
установление неформальных доверительных отношений с родителями не является
основной целью общения.
К досуговым формам взаимодействия с родителями относят:
-
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).
-
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
-
Совместные походы и экскурсии.
-
Благотворительный акции.
-
Кружки и секции;
-Домашние
гостиные;
- Работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка
спектаклей);
-Музыкальные и литературные салоны;
- Коллекционирование и т.д.
Наглядно-информационные
формы взаимодействия с родителями:
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи
ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в
условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность
педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее
увидеть деятельность воспитателя. К ним относят:
-видеофрагменты
организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
-фотографии
-выставки детских работ
-стенды, ширмы, папки-передвижки
Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с
родителями - Анкетирование.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации
общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье
каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них
необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах,
интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Письменные формы взаимодействия с родителями:
- Брошюры - помогают родителям узнать о детском саде.
-
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к
пособиям в течение всего года.
- Бюллетень- можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать
семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Степень эффективности сотрудничества обусловлена:
· положительной
установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием ее целей и
личностной заинтересованностью;
· совместным
планированием, организацией и оценкой результатов образовательного процесса;
свободой выбора участников деятельности.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных
социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивает
благоприятные условия жизни и воспитания обучения ребенка, развития его
личности.
Наиболее полезный и эффективный стиль воспитания в
обобщенной форме может быть сформулирован
как сочетание тёплого эмоционального отношения к детям
(моральная поддержка, преобладание поощрительных воздействий над запретами и
наказаниями) с чётко определёнными правилами поведения, в пределах которых
предоставляется достаточный контроль для личной инициативы.
В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит
сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное
планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств,
предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого
участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и
прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество предполагает не
только взаимные действия, но и взаимопонимание,
взаимопознание, взаимовлияние. Мы
понимаем, что чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше
у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых
отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных
действиях.
Инициаторами установления сотрудничества являются педагоги,
поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а,
следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и
преемственности в воспитании и обучении детей.
Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и
что в этом необходимо убедить родителей.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и
квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют нашу
направляющую роль в семейном воспитании.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и
родителей является организация нашей совместной деятельности, в которой
родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного
процесса, т.е. включение родителей в деятельность детского сада.
Под включением родителей в деятельность по реализации целей и
задач ООП-ОПДО понимается их участие в:
- стратегическом,
тактическом, оперативном планировании на всех уровнях: организационных форм
обучения, развития детей в совместной и самостоятельной деятельности;
- согласовании
программ (образовательной, программы развития), планов совместной работы;
организации образовательного процесса;
- создании
творческих групп, которые активно делятся собственным опытом, собственными
достижениями;
- организации
современной развивающей среды в группах и на территории дошкольного учреждения;
- привлечении
родителей к оценке и контролю (общественная экспертиза) за качеством
образовательного процесса.
Признаками сотрудничества с семьей по реализации ООП-ОПДО образования
являются:
· осознание
цели деятельности каждым участником образовательного процесса;
· личный
контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью,
самоконтролем;
· положительные
межличностные отношения;
· включение
родителей и педагогов в общественные формы обсуждения и решения проблем в
организации образовательного процесса, в том числе через сайт ДОО.
Подходы к взаимодействию с родителями по реализации ООП-ОПДО:
1. Родители
рассматриваются, как важный фактор в улучшении перспектив развития детей.
2. Родители
не только не мешают и не препятствуют работе педагогов, а наоборот, могут
способствовать быстрым успехам, могут овладеть новыми навыками, руководствуясь
сильным желанием помочь своим детям.
3. Родители
имеют право на информированность и обращение к педагогам детского сада за
советами с тем, чтобы эффективнее влиять на развитие своих детей.
4. Родители
при соответствующих условиях могут быть субъектами организации, планирования и
развития образовательной системы ДОО.
В основе совместной деятельности семьи и ДОО по реализации
ООП-ОПДО заложены следующие принципы:
1. Родители
и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей.
2. Единство
в понимании педагогами и родителями ценностно-целевых ориентиров, задач,
средств, условий, результата развития ребенка.
3. Помощь,
поддержка, уважение и доверие к ребенку со стороны педагогов и родителей.
4. Знание
педагогами и родителями воспитательных возможностей педагогического коллектива
и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной
работе с детьми.
5. Постоянный
анализ (с использованием общественной экспертизы) промежуточных и «конечных»
результатов образовательного процесса (образования ребенка), с целью
обеспечения успешности ребенка на каждом возрастном этапе развития.
Взаимодействие педагогов ДОО и семьи в ходе реализации ООП-ОПДО выстраивается
по следующим направлениям:
· вовлечение
родителей в планово-прогностическую, организационную, экспертно-аналитическую
деятельность;
· организация
психолого-педагогического, нормативно-правового просвещения родителей;
· практическая
помощь семье в воспитании ребенка;
· использование
в практической деятельности позитивного опыта общественного и семейного
воспитания;
· разработка
тематического оформления образовательного учреждения по работе с семьей;
· активизация
педагогического самообразования родителей;
· расширение
сферы дополнительного образования и досуговых услуг.
Показатели степени включения родителей в деятельность по
реализации ООП-ОПДО
1. Сформированность представлений родителей о сфере
педагогической деятельности, т.е. наличие представлений:
· о
нормативно-правовой базе системы дошкольного образования;
· о
возрастных и психологических особенностях развития ребенка дошкольного
возраста;
· о
педагогической деятельности в целом;
· о
специфике работы с детьми дошкольного возраста;
· об
адекватных средствах и условиях развития ребенка;
· об
особенностях образовательного процесса в детском саду;
· о
предполагаемых и реальных результатах развития детей дошкольного возраста.
2. Владение необходимыми знаниями, практическими умениями и
навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
3. Степень проявления интереса к активному включению в планирование,
организацию и оценку результатов образовательного процесса.
4. Удовлетворенность образовательными услугами.
Родители владеют необходимыми знаниями, практическими умениями и
навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; активно включаются в
планирование, организацию и оценку результатов образовательного процесса;
удовлетворены образовательными услугами.
ССылка: https://bogorodskiy-ds1.tvoysadik.ru/?section_id=111
https://bogorodskiy-ds1.tvoysadik.ru/?section_id=112